Имидж президента АВТОВАЗа очень неоднозначен. Некоторые хвалят его за профессионализм и высокую результативность, а другие видят в нем жестокого капиталиста, увольняющего людей. Одни шарахаются, когда он поднимает брошенный в цеху мусор, другие подбегают сфотографироваться с ним. Очевидно, что Андерссон – личность выдающаяся. Но что же все-таки он делает не так?
Что Бу Андерссон делает неправильно
Нынешний президент АВТОВАЗа слишком честен и прямолинеен.
Он честно рассказал, что приказал продать дорогущие черные «Инфинити» и пересадить топ-менеджмент на «Лады». А народ сразу зашушукался: «а точно ли продадут? А кто наварится на продаже? А точно ли все машины продадут, или одну-две заныкают?» Все как будто позабыли и про партию «Лэнд-Крузеров» с «мигалками» и «крякалками», и про личные авиаборты - про все то, чем «баловались» предыдущие поколения руководителей ВАЗа.
Бу Андерссон честно сказал, что текущая система оплаты труда на ВАЗе не позволяет просто так поднять всем зарплату. Потому что это ничего не изменит. Бракодел продолжит бракодельничать, прогульщик продолжит прогуливать, а растратчик продолжит растрачивать. Компания просто понесет убытки и все. А убытков и так немало. Система оплаты труда – старая, не позволяющая платить каждому по заслугам – заложена задолго до прихода Бу Андерссона. Но никто не хочет про это слышать, и сразу обвиняет президента в том, что зарплаты не растут.
Андерссон честно сказал – рынок падает. Ребята, мы в не самом лучшем положении, мягко говоря. Кто его услышал? Почти никто. Зато все продолжают шушукаться по углам: «ну конееечно, у них-то воооон какие зарплаты, нет, чтобы все отобрать и поделить». Между тем Андерссон говорил, что на прошлых местах работы получал больше. Но по контракту он не имеет права назвать свою зарплату – прекрасная возможность для домыслов, правда ведь?
Андерссон удивился: любой приказ по ВАЗу на следующий день утекает в Интернет. О том, что обсуждали на закрытом совещании, уже болтают во всех курилках и пишут в газетах. Тогда вышло распоряжение: пользоваться паролями, соблюдать конфиденциальность, не болтать языком, и так далее. Как народ отреагировал? «Правильно, а то конкуренты все наши коммерческие тайны узнают, и вообще, в солидной компании должна быть нормальная информационная система, а не решето». Как бы не так. Ха-ха три раза. «Ага, заткнуть нас решили? Всех не заткнешь!» - вот такая на самом деле была реакция…
Вот предыдущие господа-директора ВАЗа были полукавее, похитрее. У них было все – хоромы, яхты, охот-хозяйство, стоящее на балансе ВАЗа. К чему это привело? К тому, что ВАЗ закостенел в проблемах, копившихся годами. Привело к тому, что клиент не хочет покупать машину с устаревшими конструктивными решениями. Когда-то на обновление конструкции денег не нашлось. На все деньги нашлись – на хоккей и гандбол, на Соцкультбыт, на мраморные стены в заводоуправлении… а на то, чтобы у «Приоры» не лязгали замки – не нашлось. В итоге АВТОВАЗ терпит убытки. При этом все проклинают Андерссона, который вытаскивает завод из ямы. Тех, кто засадил туда компанию – никто уже и не вспоминает. Наоборот, иногда с ностальгией говорят – «эхх, были времена». Да, были! И были «подснежники» - люди, не приходящие на работу, но получающие зарплату от АВТОВАЗа. Я знал несколько таких человек. За них-то мы сейчас и расплачиваемся.
Что Андерссон делает правильно
Он борется с бюрократией. Я лично видел, как он на совещании что-то написал в блокноте, поставил подпись, потом вырвал этот листок, и протянул одному из управленцев: «Это приказ, выполняйте». Каков контраст со временами, когда приказ согласовывался по полгода!
Он вникает во все нюансы. Со времен Виктора Полякова не было на ВАЗе директора, который каждое утро приходил бы на производство и расспрашивал руководителей обо всем. И вертел бы в руках железки. И заставлял бы оперативно решать проблемы. Расскажу только про один случай. Было от владельцев «Калины» и «Гранты» такое нарекание – тугие ручки задних дверей. Проблеме этой – не один год. Когда машины вывозили на выставки, виртуозы сервиса регулировали ручки так, чтобы претензий к ним не было. Но если машина на выставку шла сразу с автовоза… Поток насмешек был обеспечен. И вот стоишь на стенде рядом с такой машиной, как оплеванный. А люди смеются, ругаются, говорят «никогда не куплю такую машину»… Вернулся с автосалона, рассказал по проблеме конструкторам. Выслушал немало версий, почему ручки тугие: уплотнитель виноват, сборщик виноват, поставщик виноват… В общем, все виноваты. Тем не менее, проблеме много лет, а она не решается! Потом я увидел, как Андерссон начал каждый день допрашивать инженеров и закупщиков: что с ручками? Когда акцептуем новую конструкцию? Когда поставщик будет готов? Когда пойдет первая партия? Однажды, после окончания утренней оперативки я подошел к конвейеру и подергал ручки… Двери открывались как на иномарке!
Андерссон выводит на рынок новый продукт. О «Калине Кросс» журналисты очень хорошо отозвались. Вазовцам удалось настроить подвеску так, чтобы машина и управлялась достойно, и не теряла в проходимости. При этом многие инженеры считали, что в такие сроки это сделать невозможно. LADA 4х4 Urban, которая на днях выходит в продажу, – только ленивый не пошутил на тему нового бампера на старой машине. Но при этом интерес к машине – колоссальный. В Интернете новости про «Урбан» набирают сотни тысяч просмотров. А ведь еще есть «Ларгус Кросс», «Ларгус ВИП», недавно засветившаяся «Гранта Спорт-лифтбек»… Такой россыпи новинок наш потребитель не видел давно.
Андерссон разворачивает автозавод лицом к клиенту. Я опять про дверные замки и ручки. А еще про Центр удовлетворенности потребителя, про колоссальную работу по снижению шумов коробки передач, про двукратное увеличение гарантийного пробега, про позаказную сборку, про внедрение на окраске ярких цветов… Про все то, о чем говорят на форумах и гневно восклицают в блогах. Услышать клиента, сделать так, как он просит – казалось, чего проще? Однако АВТОВАЗ десятилетиями был не то чтобы совсем глух, он слушал голос потребителя вполуха. Пришло время всем прочистить уши. И Андерссон взял в руки ватную палочку. Что, больно? Неприятно? А лечиться всегда неприятно. И доктор частенько «злой и плохой». И только самый неблагодарный пациент, пойдя на поправку, благодарит за свое спасение Высшие силы.
Михаил Пантелеев.