Алексей Бузинный и Сергей Андреев
Первый заместитель мэра г.о. Тольятти Алексей Бузинный рассказал "Городским ведомостям" о работе над бюджетом 2015 года.
– Алексей Юрьевич, бюджет принимался на 2014-2016 годы. Рабочие группы, которые проходили недавно, вносили корректировки в бюджет 2015 года, так?
– Бюджет принимался на 2014 год и плановый период 2015-2016 года. Что значит плановый период? Бюджет считается укрупненно – с примерно ожидаемыми доходами и расходами. В преддверии нового финансового года мы более детально смотрим и доходы, и расходы, уже примерно понимая, чего стоит ожидать в текущем налоговом периоде, каковы темпы роста экономики и прогноз социально-экономического развития. Принятию бюджета всегда предшествует прогноз социально-экономического развития. Это основа.
– И каков прогноз?
– У нас прогноз реалистичный. Нам не приходится ждать существенного прорыва с точки зрения экономического роста. Мы полагаем, что в первом полугодии 2015-го продолжится снижение объемов промышленного производства, индекс промышленного производства тоже пока будет падать. В основном это связано с отраслью машиностроения. Если не будет поддержки со стороны правительства по программе утилизации, то мы ожидаем более серьезное снижение объема отгруженной продукции, в частности на АВТОВАЗе. Если же программа утилизации сохранится, то мы останемся на уровне этого года. Химические производства, по нашей оценке, останутся примерно в том же диапазоне, что и сейчас. На них влияют два фактора: курс валют и мировой спрос. С одной стороны, мы видим, что рубль ослабляется, соответственно, валютная выручка от экспорта продукции ТоАЗа или «КуйбышевАзота» растет в перерасчете на рубли, но в то же время замедляется мировой спрос на подобную продукцию. Ослабление рубля и замедление спроса нивелируют ситуацию, но если и дальше будет замедление спроса, а рубль будет укрепляться, то мы увидим сокращение общей выручки предприятий химического узла. В то же время ОЭЗ очень хорошими темпами развивается, запущено первое производство, до конца года еще два или три резидента запустят свои промплощадки. «Жигулевская долина» тоже развивается: 106 компаний готовы работать по 117 проектам. И это вселяет определенную надежду. Это те точки роста, которые могут вытянуть город в непростой экономической ситуации.
– Так каков же бюджет 2015 года?
– Проект бюджета 2015 года строился на оценке бюджета этого года, не на плановых значениях, которые были утверждены в начале 2014-го, а уже с учетом того, как шли поступления. И уже от постатейных поступлений, индексируя ту или иную статью, значения, мы получили, что в 2015 году собственные доходы города составят 6 млрд 483 млн рублей. Плюс безвозмездные перечисления. Итого мы получим 6 млрд 764 млн. Расходов запланировано на 7 млрд 412 млн, дефицит бюджета составит 648 млн.
– Какие обязательства бюджет обеспечивает в первую очередь?
– В приоритетах ничего не поменялось. Бюджет, как и в предыдущие годы, социально ориентированный. Но фактически это бюджет текущего содержания. Нам хватает только на выплату зарплаты работникам социальной сферы, на коммунальные услуги, на содержание внутриквартальных территорий. В последнем случае денег на все не хватает, но мы рассчитываем на то, что при торгах происходит снижение цены и сэкономленные деньги можно использовать в той же сфере, но на другие работы.
Это компромиссный вариант бюджета, который предполагает большую работу с подрядчиками после проведения торгов, когда порой требуется выполнение дополнительного объема работ вне рамок контракта.
– Какие статьи урезали сильнее всего?
– Статьи третьей группы. Это расходы на капитальный и текущий ремонт. Мы частично сократили капремонт в учреждениях социальной сферы. Было предусмотрено приобретение дорожной техники для учреждений, подведомственных департаменту городского хозяйства, но мы вынуждены частично отказаться от них. Сокращены расходы на городской жилой фонд – это связано с принятием ФЗ-60, по которому средства на капремонт собираются непосредственно с собственников.
– Алексей Юрьевич, заложено ли в бюджете хотя бы минимальное развитие города?
– На развитие города денег нет. Единственное, что нам удалось сделать, это предусмотреть деньги на строительство детского сада в 20-м квартале. На следующий год запланировано 70 млн рублей. Садик должен быть сдан в 2016 году. Общая стоимость порядка 250 млн. Основные средства на него заложены в бюджет 2016 года с расчетом на то, что мы попадем в федеральную программу по созданию дополнительных групп в детсадах. Там есть условие, что деньги выдаются на объекты, которые сдаются в том же году. Эта маленькая хитрость, на которую мы вынуждены пойти, чтобы оптимизировать свои расходы и заместить их средствами вышестоящих бюджетов.
– Насколько реально получение субсидий из областного бюджета в следующем году?
– Весь этот год мы продолжали работу по включению наших заявок в областные и федеральные программы. Больше чем на 4 млрд было сформировано заявок только от муниципалитета. Все заявки имеют сметы, расчеты и обоснования. Например, заявку по дорогам мы отправили уже в мае этого года – на 1 млрд 600 млн рублей.
– Какова вероятность, что область даст эти четыре миллиарда?
– В этом году мы просили 4-5 млрд рублей в виде субсидий, область дала 2. Это нормально, ведь мы не одни, в области 37 муниципальных образований. По сравнению с прошлыми годами эта сумма существенно больше. Например, ситуация по дорогам благодаря губернатору и областному правительству кардинально поменялась. На дороги выделяют средств в 3-4 раза больше, чем ранее. Бывали года, когда давали по 150 млн, а сейчас больше 1 млрд. Огромная разница. Мы рассчитываем получить примерно столько же или чуть больше, потому что начинается строительство спортивных объектов в Комсомольском районе.
– Алексей Юрьевич, муниципальный долг не станет удавкой для городского бюджета?
– Каждый год мы вынуждены занимать, чтобы покрыть текущий дефицит, и у нас на конец 2016 года сумма муниципального долга составит 4,5 млрд. Но я бы не называл это удавкой. Когда наш муниципальный долг сравняется с доходами бюджета, то мы просто не сможем больше заимствовать ресурсы на стороне и будем рассчитывать только на собственные средства. Сейчас на обслуживание долга мы тратим порядка 500 млн. Снизить его можно только за счет наращивания собственных доходов, роста экономики. И мы предпринимаем все усилия, чтобы и доходы росли, и экономика была стабильна.
Кстати
Городской кошелек – на городское обсуждение
Обсуждение бюджета началось еще летом, когда его параметры стали выноситься на общественные обсуждения. Все департаменты представили городскому сообществу, какие суммы и на какие цели они планируют потратить в следующем году. Представители городской общественности внесли свои предложения, что бы они еще хотели видеть в бюджете. В сентябре он был повторно вынесен на обсуждение уже с учетом предложений, поменявшейся конъюнктуры и пересмотра ряда параметров федерального бюджета. Было получено дополнительных предложений более чем на 5 млрд рублей, около 600 млн учли в бюджете. Часть предложений не требует финансирования. На итоговых публичных слушаниях, состоявшихся 27 октября, представители городской общественности отметили внимание мэрии к их предложениям и положительно оценили работу муниципальных властей с городским сообществом. Надо отметить, что активность горожан в обсуждении бюджета растет с каждым годом и власть это поддерживает. Если в 2012 году интерес к городскому бюджету был минимален, то в 2013-м и 2014 годах на публичных слушаниях в зале не хватило мест для всех пришедших.
Ирина Ульянчук