Бу Андерссон обидел ветеранов АВТОВАЗа
Ветеранов АВТОВАЗа, отработавших на заводе больше 40 лет, сегодня осталось не так уж и много. Как сообщает «Понедельник», год назад несколько представителей «золотого фонда» предприятия обратились к президенту автоконцерна Бу Андерссону с просьбой выкупить у них акции завода, полученные в результате приватизации в 1993 году, по особой «ветеранской» цене. В результате ветераны надеялись получить по 100 тыс. рублей на человека. Им отказали, сославшись на незаконность такой транзакции. «Этот шаг был бы проявлением доброго жеста. Руководство автозавода вполне могло бы пойти навстречу этим людям, – считает юрист, директор «Компромисс-АДТ» Вячеслав Адвокат. – Не обеднели бы. Ветераны отдали свой долг, и с моральной точки зрения эти люди достойны выплаты». В редакцию «ПН» обратился Алексей Тальников – ветеран АВТОВАЗа и автор инициативы покупки заводом ветеранских акций. «Я здесь живу и работаю с 1971 года, – рассказал он. – В 90-е годы шло акционирование автозавода, в котором принял участие и трудовой коллектив: на первом собрании в протокол № 1 мы были внесены как учредители. Из нас, тысяч рядовых людей, рабочих и мастеров, был выбран голосующий траст – Александр Мокрушин, человек, которому мы доверили выступление и голосование. На мои два ваучера я получил 51 обычную акцию (сегодня это 5100 акций) и 14 именных (стоимость составляла 700 рублей за акцию неденоминированными рублями). В то время на один ваучер можно было купить две машины, каждая из которых стоила 5 тыс. рублей. Но мы – патриоты своего завода – менять акции на автомобили не хотели. Была демократия, и гендиректора мы выбирали – народ тогда проголосовал за Каданникова. При нем мы получали неплохие дивиденды – 2–3 тыс. рублей (зарплата составляла примерно столько же. – Прим. «ПН»). Как только в 2005 году Каданников ушел, перестали платить и дивиденды. Потом пришли москвичи, теперь иностранцы, которые получают по миллиону в месяц, и на дивиденды им, видимо, не хватает».
К слову, год назад, по словам самого Андерссона, его зарплата составляла $50 тыс. в месяц – это 2,5 млн рублей в месяц по курсу ЦБ на 15.05.15. Опять же, несмотря на невыплату дивидендов, на заводе предусмотрены вознаграждения членам совета директоров.
Понимая, что в сложившейся экономической ситуации ожидать, когда АВТОВАЗ закроет год с прибылью, смысла мало, Алексей Тальников, заручившись поддержкой других ветеранов, написал письмо президенту АВТОВАЗа Бу Андерссону, председателю профсоюза Сергею Зайцеву и депутату Госдумы РФ Александру Хинштейну.
«Нас не очень-то много осталось, ветеранов-акционеров, – признается Тальников, – во-первых, в силу возраста, а во-вторых, из-за массовой скупки акций по дешевке после ухода Каданникова. Я как патриот не продавал свои бумаги».
Вот выдержка из письма ветерана: «Уважаемые господа! Я, акционер ОАО «АВТОВАЗ», пенсионер, работавший на предприятии с 1971 по 1999 год. Я и мои соотечественники вложили в АВТОВАЗ свои силы, интеллект, свои жизни, увесистые «куски» Советского Союза в форме ваучеров-чеков. И остались обманутыми дольщиками. Наши акции сегодня – фантики. Дивидендов на них нет. Такие акции по наследству передавать стыдно. В связи с этим прошу президента АВТОВАЗа и председателя профсоюзной организации через коллективный договор инициировать процедуру выкупа акций у ветеранов, кому за 75–80 лет, и вручить их молодым специалистам, обучающимся в вузах, техникумах, колледжах и других заведениях за счет АВТОВАЗа».
Профсоюз не удостоил ветерана своим ответом, а из канцелярии президента ответили отказом. «Помощники Андерссона ссылаются на закон № 72 об акционерных обществах, согласно которому выкупить наши акции завод не может – это якобы незаконно», – говорит Тальников.
«Незаконного там ничего нет – любой акционер может распорядиться своими бумагами, а решение о выкупе принимает совет директоров, – прокомментировал «ПН» юрист Вячеслав Адвокат. – К тому же ветераны могут официально написать в ревизионную комиссию – она также уполномочена принимать подобные решения. В качестве доброго жеста руководство автозавода вполне могло бы пойти на такой шаг и купить у них акции. Уверен на 100%, что если решал бы Поляков – просьба ветеранов была бы удовлетворена. Это поступок, который имеет место быть вообще. Да и много ли они просят? Не стоимость же двух вазовских авто, которые могли взять на ваучеры в 90-е, а всего лишь три месячных оклада рабочего АВТОВАЗа».
В последний раз внимание ветеранам АВТОВАЗа было оказано экс-президентом Игорем Комаровым через Приказ № 415 от 26 июня 2013 года: «Установить с 2014 года «День ветерана ОАО «АВТОВАЗ», приурочив его к корпоративной памятной дате ОАО – дню рождения первого генерального директора Полякова, 3 марта, в знак признания заслуг соратников Полякова, работавших непосредственно с ним на Волжском автомобильном заводе в период с 1966 по 1975 год; бывших работников предприятия, имеющих звания «Ветеран Волжского автомобильного завода», «Ветеран АО «АВТОВАЗ» или «Ветеран ОАО «АВТОВАЗ».
В завершение напомним: после развала СССР АВТОВАЗ оказался чуть ли не единственным предприятием такого масштаба, которое не удалось приватизировать одному владельцу: до 2005 года 64% предприятия принадлежала его дочерним структурам. Это так называемое «перекрестное владение» акциями создало немало проблем желающим внедриться в управление заводом. Около 53% контролировал через «дочек» его менеджмент, 8% было у Внешторгбанка, еще около 18% – у работников предприятия, 2% – у РФФИ (то есть у государства). Остальные свободно торговались на бирже.