До начала чемпионата мира по футболу остается два года и семь месяцев – срок небольшой. На 31 день, с 14 июня по 15 июля 2018 года, наша область превратится в футбольную Мекку. В этот период Самару и Тольятти посетят сотни тысяч гостей, граждан России и иностранцев. Люди приедут развлекаться, пить и гулять, будут сорить деньгами. И уже сегодня местный бизнес с волнением думает о том, как бы половчее переложить деньги болельщиков в свой карман. Как идет подготовка бизнеса к чемпионату – изучал «Понедельник». На форуме «Тольятти. Город будущего» вопросу построения бизнеса на чемпионате мира было посвящено отдельное мероприятие. Оно показало, что представители малого и среднего бизнеса, если и готовятся срубить денег на мундиале, то в лучшем случае просто не понимают, к чему именно надо быть готовыми, а в худшем – делают вообще не то, что надо. Во всяком случае генеральный директор АНО «Дирекция-2018» (компании, которая отвечает за подготовку к ЧМ-2018 в Самарской области) Артур Латюхин сообщил на форуме множество вещей, о которых представители тольяттинского бизнеса слышали первый раз в жизни.
Первое, что следует осознать, – это масштаб трагедии и роль, которую в ней сыграет наш богоспасаемый город. Всем известно, что стадион, на котором пройдут матчи, находится в Самаре. И вроде бы вся движуха будет именно там. Но нет!
В Самаре в первую очередь будут жить команды, тренерские штабы, специалисты по физподготовке и массажисты, комитеты FIFA и прочие сопровождающие лица. Болельщиков же планируется расселять в Тольятти. По оценке Артура Латюхина, в дни матчей в регион прибудет огромная людская масса – 150–200 тысяч человек. Еще раз – 150–200 тысяч человек приедут на каждый матч, и таких волн ожидается несколько, вплоть до 1/4 финала чемпионата.
Футбольные болельщики – это в основном мужчины, путешествующие группами, любители выпить, погулять, женщинами они тоже интересуются (сей волнительный момент, впрочем, на форуме несправедливо обошли стороной).
Пока что главной проблемой признается языковой барьер, но подход к ее решению даже отдаленно непохож на правильный. Персонал гостиниц, гиды, работники турфирм, продавцы сувенирной продукции, жрицы любви вроде как намереваются подтянуть свой английский. И внезапная новость номер один – подтягивать надо совсем другой язык.
Согласно исследованиям, 46% туристов, посещающих чемпионаты мира по футболу, – испаноговорящие. И только 26% – англоговорящие. Но означает ли это, что надо бросаться на изучение испанского? Нет, не означает. Логичнее все же дождаться жеребьевки и точно выяснить, каким немцам, корейцам или сенегальцам выпадет счастье играть в Самаре – и вот после этого уже приналечь на языки.
Проблема номер два – унылое состояние ориентированных на туризм региональных сайтов. В 2017 году все нормальные люди полезут в интернет, чтобы забронировать номер в наших гостиницах, изучить туристические маршруты, почитать рекомендации о ресторанах. И что они увидят? В лучшем случае – слепленные за 20 тыс. рублей сайтики на кириллице, в худшем – группы во Вконтактике. Нормальных сайтов на английском языке в регионе нет.
Еще одна проблема – коммерческие требования FIFA. Для понимания: FIFA воспринимает чемпионаты как свой собственный бизнес, очень ревностно следит за тем, чтобы никто не примазался к их бренду, содержит для этого армию юристов и успешно снимает последние штаны с тех, кто, к примеру, задумает выпускать магнитики на холодильник с символикой чемпионата или шить майки с картинками типа «Самара – чемпионат мира-2018».
Если кто-то еще не понял, что за монстра мы впускаем в регион поиграть в футбол, такой факт – в ООН входит 193 страны (то есть все признанные страны мира, кроме Палестины и Ватикана), а в FIFA – 209. По числу стран-участников это самая большая организация, когда-либо существовавшая на планете. Она умеет ставить условия и выкручивать руки. Она потребовала, чтобы в радиусе 500 метров от стадиона и фан-зоны на улицах не было вообще никакой рекламы фирм-конкурентов партнеров FIFA.
– Я хочу, чтобы все поняли, – отметил Артур Латюхин, – у нас нет задачи прогнуться под FIFA. У нас есть задача выполнить их требования и заработать самим. Мы несем большие расходы и намерены их компенсировать.
По словам господина Латюхина, местному бизнесу следует изучить все особенности предстоящего мероприятия и сделать все, чтобы болельщики захотели оставить на нашей земле как можно больше денег, чтобы они захотели провести у нас не день, а неделю. В этом контексте отличным вариантом является проведение различных событийных мероприятий, которых у нас за последние годы появилось очень много.
Хотя и тут есть сложности. Регламент FIFA запрещает проводить крупные массовые мероприятия в регионах, где проходят этапы чемпионата мира, поэтому, например, Грушинский фестиваль, как выразился Латюхин, «под вопросом». Вероятно, он будет перенесен с первых выходных июля на другие даты, но причины тут скорее в транспортной логистике – электрички из Самары в Тольятти будут в этот период заполнены болельщиками и дополнительный поток бородатых мужчин с гитарами и рюкзаками вызовет ненужные проблемы. Но мероприятия меньшего масштаба – локальные фестивали, праздники, различные национальные деревни с местными промыслами, туристские маршруты, экскурсии – все, что создает ощущение праздника, только приветствуются. К примеру, «Классику над Волгой» никто и не думает отменять, напротив – есть намерения этот фестиваль расширить и перенести на площадки Самары.
Самые продуманные участники рынка уже поехали перенимать опыт в Казань – у столицы Татарстана есть опыт проведения крупных спортивных мероприятий и организации бизнеса на них. В Казани прошла Универсиада и чемпионат мира по водным видам спорта. В период проведения последнего в Казани было организовано более четырех тысяч событийных мероприятий. Это космический масштаб. Потянем ли подобное и мы? Сумеем ли поднять деньги, которые сами плывут к нам в руки? Ответ на этот вопрос узнаем в июле 2018 года.