Правительство оказалось (докатилось) в ситуации, когда оно не управляет (не получается) экономикой и вынуждено лишь фиксировать цифры падения, обещая, что все поправится (само собой) к ... 2020 году. Но даже в этом далеком гoдy экономика подрастет только на 1,5%. Называют один из главных факторов роста - повышение пенсионного возраста.
Ситуация абсурдная. Люди, которые немало потрудились, чтобы загнать российскую экономику в известное место, покупая сомнительные ценные бумаги США, теперь вдруг занялись поисками выхода за наш счет. На поддержку ФРС США ежегодно гнали около 100 миллиардов долларов. И там эти деньги эффективно работали на американскую экономику. А если еще припомнить ельцинским реформаторам вывезенные в офшоры 2 триллиона долларов (что превосходит потери СССР в Великой Отечественной войне), то становится совсем весело (смех сквозь слезы). Уж навязли в зубах упреки за бездарно упущенные нефтегазовые годы, когда вместо инвестиций в высокотехнологичные отрасли кормили банковскую саранчу, которая объедала собственный народ. Не случайно почти все олигархи, чтобы скупить тысячи наших предприятий, начинали с банков.
Еще одна беда современной России - чиновники, их сегодня в стране больше, чем было во всех республиках Советского Союза вместе взятых. На каждые 87 россиян - один руководящий начальник. Они плодятся как опарыши: за 2-3 года их число выросло на 100 тысяч. И всем нужны немалые зарплаты, авто и кабинетные удобства с секретаршей и спальным местом.
Нам ли не знать, что такое чиновник в провинции. Он вытворяет, что вздумается - в меру своей наглости и ограниченности, извращая самые благие намерения, поступающие и сверху, и снизу, подминая под себя порядок и закон. В лучшем случае чиновник выполняет поручения вышестоящего или создает видимость исполнения. Он не боится жалоб: знает, что те вернутся к нему же. Перед начальством умеет угодничать и подстраиваться под него.
Далеко за примером ходить не надо: все это мы наблюдаем в Тольятти, где за последнее время энергия города деградирует. Городское хозяйство существует на заемные деньги, и долги по кредитам уже высасывают соки из былых достижений. Тольятти представляет собой смутную тень того, чем жители некогда гордились. Правительство делает слабые попытки выручить город. В следующем году - 50 лет ВАЗу. Под юбилей обещали дать денег, губернатор говорил с премьером.
Путин приехал на заседание «Валдайского клуба» на «Beсте» (ему, возможно, не сказали, что эту новую модель ВАЗа будут собирать в другом городе). Да и на
какие шиши ее станут покупать? Все стали бояться кредитов, их выдача упала на 37%. Соответственно, автомобилей покупают меньше: за 9 месяцев падение авторынка – 34%. А если и покупают, то что подешевле, к коим «Веста» наверняка не относится.
Кстати, Самарская область по числу собственных автомобилей на 1000 человек населения в Приволжском федеральном округе уступила Оренбургской, Саратовской, Нижегородской областям и республике Башкортостан, а в России мы и вовсе на 34-м месте по этому показателю. И, опять же, тому причиной в основном - Тольятти, который некогда лидировал по продажам автомобилей.
Уж не знаю, что будут принимать в стране по наведению порядка, но в Тольятти пора бы активизироваться остальным ветвям власти, коли исполнительная не справляется. Где прокуратура, УВД, следственный комитет, ФСБ? Где депутаты, называющие себя народными? Где, наконец, партия власти, призванная отстраивать и регулировать систему управления в городе, раз у нее всюду большинство?
Все эти «ветки» порой забывают, что они - неотъемлемая часть государственного «ствола», а, следовательно, несут полную ответственность за все, что происходит в городе, где пока заезжие дяди обещают за 20 миллионов сотворить проект «будущего развития» Тольятти и где все «развитие» есть и будет на бумаге или на страницах прикормленных СМИ.
Сергей Дьячков