Адвокаты обвиняемых подали несколько десятков жалоб, пытаясь оспорить процессуальные нюансы следствия. Но все без исключения суды отклонили эти жалобы и подтвердили, что следователи действовали в рамках закона.
Ну, а каково приходится "Тольяттиазоту", пока его главные собственники много лет скрываются за границей? В одном из своих интервью Сергей Махлай-Makligh - George Mack уверяет, что дела идут очень даже хорошо, "ТоАз" сохранил свои лидерские позиции, серьезно нарастил объемы выпуска, значительно повысил производительность труда. И все это стало возможным благодаря запущенной под его, Махлая, руководством программе модернизации производственных мощностей, в которую вложены миллиарды рублей.
Факты, однако, не подтверждают этой благостной картины. "Тольяттиазот", крупнейший по мощностям российский производитель аммиака, а также другой химической продукции, на поверку оказывается отнюдь не флагманом отрасли.
Отставание "ТоАз", по мнению специалистов, было связано с тем, что на предприятии упор был сделан на извлечение максимальной сиюминутной прибыли при минимальных вложениях в ремонты, поддержание и развитие производства.
Если, как уверяют на "ТоАзе", проводились масштабные инвестиции в производство, то почему так слабо действуют агрегаты по производству главной продукции - аммиака?
Вот последние цифры. На семи агрегатах по выпуску аммиака в 2017 году "Тольяттиазот" произвел немногим более 2,6 млн тонн этого продукта (на 214 тыс. тонн меньше, чем в 2016 году). Для сравнения: "Еврохим" и "Уралхим", имеющие по пять агрегатов аммиака, выпустили более 3 млн тонн аммиака каждый, и оба превысили свои показатели объемов выпуска по отношению к 2016 году. Как говорится, почувствуйте разницу.
Если собственники "Тольяттиазота" только и думают, что о модернизации, то почему буксует производство другого крупнотоннажного продукта - карбамида?
В 2017 году "ТоАз" на двух агрегатах произвел 720 тыс. тонн карбамида, в то время как те же "Еврохим" на пяти агрегатах и "Уралхим" на двух выпустили 2,01 млн тонн и 1,2 млн тонн карбамида соответственно. При этом, как сказано в пресс-релизе "Тольяттиазота", производство карбамида за год выросло сразу на треть и стало рекордным за последние шесть лет. Иначе говоря, результаты в эти годы были откровенно слабыми.
Между тем, по оценкам специалистов, производственные мощности "Тольяттиазота" позволяют выпускать более 3 млн тонн аммиака и примерно 960 тыс. тонн карбамида в год.
Но не все они задействованы в полной мере, не все находятся в лучшем работоспособном состоянии. Недозагрузка мощностей "Тольяттиазота" сказывается на объемах выпуска, на объемах продаж и, соответственно, на финансовых результатах. Для государственной казны - это еще и упущенная выгода в виде недополученных налогов.
Видимо, в первую очередь, недостатком финансирования объясняются и серьезные проблемы с безопасностью производства и транспортировки продукции.
В 2012 году Ростехнадзор выявил на "ТоАзе" более 550 грубых нарушений в области промышленной безопасности, в 2013 году - еще около 300.
Не раз происходили аварии на транспортно-логистической инфраструктуре завода - аммиакопроводе Тольятти - Одесса. По данным СМИ, последняя произошла 21 июня 2015 года в Воронежской области. Из-за разрыва аммиакопровода были экстренно эвакуированы 700 жителей села Липяги, был нанесен существенный ущерб природной среде и сельхозугодьям. Также журналисты писали, что Росприроднадзор, несколько лет назад интересовавшийся состоянием предприятия, по результатам проверки пришел к неутешительным выводам: выбросы завода многократно превышали допустимые нормы.
Были зафиксированы факты сброса в Волгу отравляющих веществ: концентрация нитратов превышала безопасный уровень в 1,6 раза, железа - почти в 2 раза, меди - в 6 раз, сульфатов - в полтора раза.
Также "Тольяттиазот" неоднократно попадался на том, что складировал опасные отходы ненадлежащим образом: вместо помещения их в шламонакопители, вредные вещества попросту сваливались в кучи на территории предприятия.
В последнее время представители "Тольяттиазота" заметно оживились, стараясь представить деятельность предприятия в выгодном свете, рисуя нынешнюю радужную картину и еще более радужные перспективы, связанные с крупными инвестициями. И представляется, что связано это не только с подведением итогов года, но отчасти и с предстоящими слушаниями в Комсомольском районном суде г.Тольятти.
Предъявляемые обвинения серьезны, масштаб предполагаемых хищений велик, и поэтому в то время, когда идут слушания хочется показать, что вообще-то с "Тольяттиазотом" все в порядке и он идет правильным курсом.
Теперь, когда расследование уголовного дела в отношении собственников и бывших руководителей "Тольяттиазота" завершено и рассматривается в суде, появилась большая вероятность того, что незаконно выведенные средства будут возвращены "Тольяттиазоту" и будут направлены на инвестиции для повышения эффективности и безопасности работы предприятия.
Однако, при сохранении прежних методов управления, гигант вряд ли сможет восстановить лидирующие позиции в отрасли. Его пример показывает, что даже самое крупное и по определению устойчивое предприятие не может долго выдерживать пренебрежения владельцев его реальными нуждами - производственными, инвестиционными, организационными.
Возможно, вывести "ТоАз" на новую орбиту развития и сделать из него по-настоящему эффективное предприятие получится только при условии смены его собственников.