Кто сожрет Автогигант?
Похоже, что сражение за контроль над собственностью Волжского автомобильного завода, начавшееся летом 1996 года, подходит к концу. За время, прошедшее с момента начала правительственной атаки на ВАЗ, на заводе и вокруг него произошло очень много самых разнообразных событий, которые практически предопределили судьбу главного автомобильного предприятия страны.
Вопрос заключался в том, какая из московских финансовых группировок установит контроль над ВАЗом
Руководство завода показало свою беспомощность в кризисной ситуации и доказало свою неспособность к принятию решений и проведению реформНынешнее руководство завода показало свою беспомощность в сложившейся кризисной ситуации и доказало свою неспособность к принятию жесткость решений и проведению реформ. И если в конце 1996 года речь шла о том, сможет ли вазовский менеджмент найти компромисс с правительством, или же завод будет объявлен банкротом и достанется какой-либо финансовой группировке, то годом позже вопрос, похоже, заключался лишь в том, какая из московских финансовых группировок приберет к рукам контроль над автозаводом. О том, какие события привели к столь печальному для тольяттинцев результату, и о том, кто в данный момент имеет преимущественные шансы стать хозяином ВАЗа, и пойдет речь в этой статье.
Начало сезона охоты
Если попытаться охарактеризовать нынешнее положение ВАЗа с помощью какого-либо художественного образа, то на ум сразу же приходит сравнение с охотой русских дворян на матерого волка. Дворня уже загнала зверя в наиболее подходящее для охоты место, огороженное красными флажками, охотники подойти и зарядили оружие, сам волк смирился со своей участью и ждет пули между глаз. Однако дворяне ссорятся и никак не могут решить, кто будет стрелять и кому в результате достанется шкура хищника. Естественно, что роль волка принадлежит автозаводу, а роль спорящих дворян московским финансовым группировкам. Дабы понять, почему серый оказался в столь незавидном положении, надо рассмотреть процесс охоты целиком и проанализировать все совершенные зверем ошибки.
В «черном» списке предприятий-должников Автозавод занял одно из первых мест
Общеизвестно, что процесс вышеописанной "охоты" на ВАЗ начался летом 1996 года. Именно тогда правительством был поднят вопрос о применении различных санкций к предприятиям, задолжавшим бюджету крупные суммы налоговых платежей.
По мнению столичных
чиновников,в стране
процветала нищета
из-за неплательщиков
типа ВАЗа
Была создана чрезвычайная комиссия по сбору налогов, составившая так называемый "черный список» предприятий-должников. АвтоВАЗ занял в этом списке одно из первых мест, ибо его задолженность перед бюджетами разных уровней составляла более 10 триллионов рублей.
К осени 1996 ситуация вокруг завода крайне обострилась. Со стороны правительства последовало несколько заявлений о возможном банкротстве АО "АвтоВАЗ», а затем предприятию был практически предъявлен ультиматум с требованием погасить задолженность в кратчайшие сроки. В тот период московские чиновники объяснили столь жестокую позицию государства по отношению к заводу критическим положением бюджета страны. Мол, армия, учителя, врачи, пенсионеры и т.д. сидят без зарплаты из-за гадкого поведения предприятий, задолжавших в бюджет огромные суммы. Например, таких, как ВАЗ. А стоит лишь стребовать с этих злостных неплательщиков бюджетный должок - и жизнь в стране начнет налаживаться.
Владимир Каданников на короткое время становился хозяином просторного правительственного кабинета
Однако подобное объяснение соответствовало действительности лишь отчасти. Ибо если ВАЗ и не платил налоги в течение долгого времени, то делал он это с ведома и при попустительстве родного правительства, которое закрывало на это глаза. Ибо в тот период вазовские руководители имели свободный доступ к большим московским чиновникам, а иногда (как, например, Владимир Каданников, побывавший вице-премьером) и сами становились хозяевами просторных правительственных кабинетов. Вполне вероятно также и то, что заводские боссы никогда не забывали делиться с Москвой получаемыми от завода доходами. Только делились они не с государством, а с его индивидуальными представителями. Так сказать, из своего кармана - непосредственно в карман нужного чиновника.
Подобная ситуация, может быть, и устраивала вазовское руководство, но она не устраивала мощные московские финансовые группировки, которые поддержали Ельцина на президентских выборах
После выборов представители этих группировок получили от президента награду в виде больших государственных должностей и желали использовать служебное положение для увеличения своих финансовых империй. В свою очередь, вазовские генералы лишились былого влияния и, соответственно, расположения федеральных чиновников. Нельзя не вспомнить комичной ситуации, сложившейся вокруг бывшего вице-премьера Каданникова, которого после президентских выборов не только не внесли в список нового правительства, но и не предложили даже какой-либо государственной должностишки, дабы, приличия ради, подсластить пилюлю.
Те, кто поддержал победившего на выборах Ельцина, получили возможность расширить свои финансовые империи. В том числе за счет ВАЗА
Естественно, что пришедшие к власти представители московских финансовых группировок жаждали компенсировать затраты па президентскую компанию Ельцина с помощью доходов от приобретения (желательно бесплатного) новой собственности. ВАЗ для этой цели подходил как нельзя лучше. Во-первых, завод стабильно и, главное, прибыльно работал. Во-вторых, существовала возможность с выгодой продать ВАЗ иностранным автомобильным компаниям, рвущимся на российский рынок. В-третьих, из-за своей огромной задолженности в бюджет завод оказался зависимым от государства. Пришедшие к власти "молодые реформаторы", представлявшие интересы столичных финансовых воротил, могли абсолютно легально возбудить процедуру банкротства автозавода и с ее помощью добиться перераспределения собственности на ВАЗе в пользу своих покровителей. Так что сегодня можно с уверенностью сказать, что правительственная атака на ВАЗ была предпринята вовсе не с целью выплатить зарплату бюджетникам, а из-за стремления столичных банкиров приобрести завод в личную собственность.