В долгах, как в шелках
Между тем, оставшиеся в Тольятти вазовские руководители, надеявшиеся на связи бывшего вице - премьера Каданникова и не задумывавшиеся о том, что произойдет, если миссия Владимира Васильевича потерпит крах, фактически ничего не предпринимали. Поэтому заявление вице-премьера Бориса Немцова, прозвучавшее в сентябре 1997 года о том, что банкротство автозавода остается вполне реальным, стало для них шокирующим.
Заявление Бориса
Немцова вызвало
шок у вазовских
генералов
Тем не менее, удивляться было нечему. Ибо в результате «успешных» переговоров Каданникова с правительством проект о реструктуризации вазовских долгов так и не был подписан. Кроме того, если раньше речь на комиссии шла примерно о 100 миллиардах ежемесячных платежей, то в результате "успешного" ведения переговоров эта сумма выросла примерно в полтора раза. Да что там говорить о старых долгах. Как нам стало известно, ВАЗ, несмотря на утверждения его руководителей, до лета 1997 года не платил в полном объеме даже текущие налоговые платежи. Это означало, что задолженность перед бюджетом постоянно росла.
Список долгов ВАЗа стал просто огромным. Завод задолжал порядка 11 триллионов рублей в бюджеты разных уровней, 530 миллионов долларов и 245 миллионов немецких марок - Внешэкономбанку, 340 миллиардов рублей - Фонду медицинского страхования и еще около 500 миллиардов - в другие внебюджетные фонды. При этом необходимо отметить, что ВАЗ не сумел урегулировать отношения ни с одним из вышеперечисленных кредиторов. В сентябре 1997 года, правда, было достигнуто соглашение о реструктуризации вазовских долгов перед Внешэкономбанком. По нему завод обязался вернуть банку все свои долги в течение 10 лет. Однако расчеты, проведенные вазовскими экономистами уже после заключения соглашения, показали, что завод не в состоянии выполнить достигнутые договоренности. Имелись сведения, что между ВАЗом и Внешэкономбанком начались переговоры о пересмотре сроков погашения задолженности. Причем автозавод настаивал на увеличении срока возвращения денег до 25 лет.
Обострилась ситуация и с долгами завода в областной Фонд медицинского страхования, который отказался брать в счет вазовских долгов автомобили и грозит заводу арбитражным судом.
Конвейер мог встать в любой момент
Проще говоря, ситуация с бюджетными долгами АО "АвтоВАЗ" не только не стабилизировалась, а даже еще более усугубилась, благодаря заключению невыгодного соглашения с Внешэкономбанком и жесткой позиции внебюджетных фондов, требовавших немедленных выплат. Кроме того, зашли в тупик переговоры с губернскими властями по поводу долгов завода в областной бюджет, а это почти 3 триллиона рублей. Агрессивное игнорирование интересов губернии со стороны вазовского руководства привело к тому, что губернатор Титов переметнулся в стан Березовского, а областные долги стала выбивать с завода московская правительственная комиссия. (Впрочем, вполне возможно, что смена Титовым ориентации вызвана некими общими интересами с Борисом Абрамовичем.)
Приходится констатировать факт, что в течение 1997 года ВАЗ медленно, но верно катился к финансовой пропасти, а его руководители бездействовали
Фактически все их антикризисные меры свелись к надеждам на всесилие Каданникова, некоторому сокращению затрат на производство, экономии на социальной сфере, замораживании зарплаты рабочим, а также попыткам переложить финансовые проблемы на плечи заводов-поставщиков. По слухам, на ВАЗе был даже составлен план, который расписывал, кому из поставщиков необходимо заплатить немедленно, а кто может перебиться некоторое время без денег. Вернее будет сказать, что этот план регламентировал, кого можно "кинуть" на бабки сегодня, а кого - завтра. В результате реализации этого выдающегося изобретения отношения между ВАЗом и заводами-поставщиками сегодня серьезно обострились. Ряд заводов вообще отказался работать с автогигантом без предоплаты.
Между тем вазовским директоратом практически не было предпринято никаких мер для снижения процента бартерных сделок на заводе и ликвидации экспорта
А именно эти операции являются наиболее убыточными для АвтоВАЗа. (Почему заводские боссы неохотно отказываются от этих операций, мы расскажем несколько позже- прим.). Завод продолжал отгружать по бартеру, в зависимости от сезона, от 35 до 50 процентов своих автомобилей. Еще 12 процентов продукции завода экспортировалось за рубеж. Вазовские директора говорили о том, что и бартер и экспорт сохраняются вынужденно и по объективным причинам, а завод в это время все более и более напоминал тонущий корабль.
Новая схватка
Первым, как всегда,
начал действовать
непоседливый
и шаловливый
Борис Березовский
К лету 1997 года ситуация вокруг ВАЗа вновь начала обостряться. Интересы финансовых группировок, желавших получить завод в собственность, не изменились, а ситуация для начала новой атаки была вполне благоприятной. Вазовское руководство утратило инициативу, переговоры в Москве зашли в тупик, завод продолжал сползать в финансовую пропасть.
Однако в этот раз он решил подготовиться к охоте на ВАЗ куда более серьёзно, чем в первый. Березовский уж не тешил себя надеждой хапнуть завод благодаря наглости и напору, сунув пo паре миллионов долларов вазовским боссам. Он стал готовить предстоящую операцию загодя, вербуя себе сторонников не только с помощью пошлых и заурядных взяток, но и привлекая их более тонкими методами.
Влияние Бориса Абрамовича в Москве ограничивалось дружбой с семьей президента - зять Ельцина Валерий Окулов возглавлял компанию "Аэрофлот", принадлежащую Березовскому
Влияние Бориса Абрамовича в Москве ограничивалось дружбой с семьей президента - зять президента возглавлял компанию "Аэрофлот", принадлежащую Березовскому. Государственный же аппарат был в тот момент на стороне Чубайса. Поэтому Березовскому пришлось действовать в основном на региональном уровне, вербуя местную политическую элиту, представителей вазовского директората, правоохранительные органы и бандитов.
Воспользовавшись упрямством вазовского руководства в переговорах о погашении долгов в областной бюджет, Борис Абрамович постарался привлечь на свою сторону губернатора Титова
Надо отдать должное дипломатическому гению нашего героя, ибо это ему блестяще удалось. Раздраженный наглостью вазовского руководства, считавшего себя пупом областной экономики и потому не желавшего гасить задолженность в областную казну, Титов пошел на переговоры с Березовским. Тот, в свою очередь, преподнес губернатору новый инвестиционный проект «Дэу», который, в отличие от предыдущего, уже не был столь потрясающе невыгоден. То есть он, конечно, был невыгоден АвтоВАЗу, ибо в случае его принятия российские автомобили прекратили бы свое существование, а завод превратился бы в филиал корейского концерна в России. Зато новый проект Березовского сулил некоторые инвестиции в область и платежи в губернскую казну.
Судя по всему, губернатор отнесся к предложению Березовского с пониманием
Сначала из публичных выступлений Титова исчезли громы и молнии по поводу корейского проекта. Затем в речах губернатора появилась некоторая задумчивость, мол, необходимо рассмотреть все предложенные варианты. И, в конце концов, корейский проект был назван «заслуживающим пристального внимания».
Корейский проект
итов вдруг назвал
«заслуживающим
пристального
внимания»
Однако Борис Абрамович не ограничился привлечением в ряды своих сторонников губернатора. Одновременно с завоеванием главного ума, чести и совести нашей губернии он внедрял эдакого "троянского коня"" в само вазовское руководство, формируя в нем прокорейскую оппозицию. По имеющимся у нас сведениям, в нее вошли такие заводские боссы, как директор департамента экономики и финансов Эркин Норов и директор департамента маркетинга, торговли и сервисного обслуживания Александр Зибарев. Этих людей связывала с Березовским давняя дружба, а также деловое сотрудничество. В свое время именно они составили Борису Абрамовичу протекцию, когда он безвестным и бедным доктором наук предстал перед очами всесильного Каданникова. Они вместе с ним разрабатывали систему консигнационной реализации автомобилей, принесшей впоследствии ВАЗу огромные убытки, а "ЛогоВАЗу" колоссальные прибыли. С их помощью и при их участии Березовский завоевал право экспортировать автомобили и открыл такой выгодный путь к обогащению, как реэкспорт.
Считалось, что
директор департамента
экономики и финансов
Эркин Норов находился
в «прокорейской»
оппозиции
Естественно, и Зибареву, и Норову было понятно, что Березовский при реализации своего корейского проекта их не обидит. Тем более, несмотря на развод с большей частью вазовского руководства, с Зибаревым и Норовым Березовский никогда не прерывал деловых отношений. По нашим сведениям, Борис Абрамович продолжал заниматься вывозом вазовских автомобилей за кордон, а его соратники следили, чтобы отгрузка машин Березовскому происходила вовремя (подробнее об этом в главе, посвященной московской проверке- прим.). Поэтому Зибарев и Норов поддержали Бориса Абрамовича во время его атаки на ВАЗ. По слухам, Березовский еще во время своей первой попытки овладеть заводом обещал Зибареву пост генерального директора, если события примут для него благоприятный оборот и его проект будет реализован.