Целлулоидная игрушка «Пионер», выпущенная в СССР в 1935 году, «живёт» в Городском музейном комплексе «Наследие». Живёт, что называется, припеваючи, поскольку не прячется в запасниках – а всё время на виду, в гуще событий. В преддверии Дня пионерии, если кто помнит ещё такой праздник, самое время рассказать историю этого удивительного экспоната, который уже много лет украшает выставку «Тайны старого чердака».
Вещи живут, покуда хранят тепло человеческих рук. И каждая имеет свою биографию.
Как стало известно TLTgorod, в 2003 году «Пионера» принесла в музей жительница Тольятти Зинаида Марченко. Любимую игрушку, подаренную в 1935 году отцом ей, двухлетнему ребёнку, Зинаида Михайловна хранила как талисман и память о папе, погибшем на фронтах Великой Отечественной войны в 1942-м.
Вот и посчитайте – почти 70 лет «Пионер» был любимцем в семье героя. И не каждому, согласитесь, выпадает такое счастье – под старость лет оказаться не в доме ветеранов, а в самом настоящем музее.
О том, кто сотворил это тончайшее целлулоидное чудо, мы не знаем – к сожалению, история не сохранила имён мастеров. Знаем только, что сделано оно на Охтинском химкомбинате (пороховом заводе). И что таких хрупких созданий – пионеров, парашютистов, лыжников и прочих символов счастливого детства – были изготовлены миллионы. По свидетельствам экспертов по детским игрушкам, в 1930-е годы всё это – как наивно полагают некоторые – ребячье баловство рассматривали как мощное средство патриотического воспитания, если не сказать пропаганды советского образа жизни. Игрушки должны были воспитывать у малышей трудолюбие, коллективизм и, конечно же, волю к победе. И при этом, разумеется, «прививать детям эстетический вкус и просто приносить радость».
«Пионер что-то уж больно на скаута смахивает!» – заметит внимательный зритель-читатель. И будет прав, поскольку, как и многие советские предприятия, Охтинский завод в тридцатые годы работал, как бы сказали теперь, на импорте. Целлулоид для производства игрушек делался из германского сырья, да и куклы, «ввиду отсутствия собственных разработок были точными копиями немецких моделей».
Но дети страны, «где так вольно дышит человек», да и их родители, в те годы об этих нюансах даже не задумывались. Да и зачем, если игрушка получилась на славу и, благодаря любящим её людям, дожила до столь преклонных лет. Нет, не зря «пионер – всем ребятам пример».
Сейчас наш почти невесомый герой дня стоит на «чердаке» рядом с маленьким бюстом Гагарина – они ведь с Юрием Алексеевичем почти ровесники. А в «ближнем круге» юного ленинца сотни других, не менее уникальных вещей, хранящих множество тайн и удивительных историй.
Правда, не так давно, в конце ноября, «Пионер» ненадолго покинул свой пост в доме на Советской, 38А – и переночевал в Доме Стариковых: порадовал своим бравым видом ставропольчан – детей войны, участников
вечера "Мы рано повзрослели...". Там и сделана эта фотография.
Сергей Мельник, специально для TLTgorod
Фото Валерия Александрова